Травень 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Штрафные санкции органов ГНС в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины

Друк

Размер штрафных санкций, сроки давности, порядок применения и взыскания - отдельные аспекты

Как показывает значительный рост спроса на налоговую практику нашей компании, Налоговый кодекс Украины (далее - НК) продолжает вызывать множество вопросов относительно применения его отдельных норм как у представителей всех сфер бизнеса, так и физических лиц. Львиную долю подготовленных нами юридических консультаций составляют консультации по вопросам штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

В данном материале представлен обобщающий анализ штрафов и пени за такие налоговые правонарушения, как неуплата налогов, а также несвоевременное предоставление (непредставление) налоговой отчетности в соответствии с нормами НК: их размер, порядок применения и взыскания.

Итак, НК определяет штрафную санкцию (финансовую санкцию, штраф) как плату в виде фиксированной суммы и/или процентов, которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, а также за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.

Вопросам ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов, а также их должностных лиц за совершение налоговых правонарушений посвящена глава 11 НК.

В понимании Кодекса налоговыми правонарушениями являются противоправные деяния в виде действия или бездеятельности налогоплательщиков, налоговых агентов и/или их должностных лиц, а также должностных лиц контролирующих органов, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы

Так, за нарушение налогового законодательства НК предусмотрена финансовая ответственность в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и пени, а также административная и уголовная ответственность.

Если говорить о непредставлении или несвоевременном представлении налоговой отчетности,то за каждое подобное правонарушение налогоплательщику согласно со ст. 120 НК грозит штраф в размере 170 гривен. Если же к налогоплательщику в течение года уже был применено взыскание за подобное правонарушение, сумма штрафа увеличивается до 1020 гривен.

Со сроками подачи налоговой отчетности напрямую связаны и сроки уплаты налогов.

Соответственно, необходимо разобраться, в какие сроки налогоплательщик обязан предоставить в налоговый орган налоговую декларацию, чтобы не "попасть" под указанные выше штрафные санкции, а также уплатить налоги, не нарушая требований НК.

Согласно п. 49.18 ст. 49 НК налоговые декларации подаются за базовый отчетный (налоговый) период, равный:

- календарному месяцу (в том числе в случае уплаты месячных авансовых взносов) - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;

- календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов) - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия);

- календарному году (кроме налога на доходы физических лиц и физических лиц - предпринимателей) - в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года;

- календарному году для плательщиков налога на доходы физических лиц - до 1 мая года, следующего за отчетным;

- календарному году для плательщиков налога на доходы физических лиц - предпринимателей - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, который наступает за выходным или праздничным днем.

Уплатить указанную им в декларации сумму налогового обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НК для подачи налоговой декларации, за некоторыми исключениями (о которых будет упомянуто далее - прим. авт.). Налог, не уплаченный в установленный срок, считается не уплаченным своевременно.

Существенным недостатком Кодекса, на который необходимо обращать внимание, является отсутствие в нем возможности перенесения срока уплаты налогов в связи с переносом сроков подачи налоговых деклараций. Если последний день уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму такого налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока представления налоговой декларации, без учета переноса сроков представления отчетности в связи с выходными или праздничными дни.

Уплатить указанную им в декларации сумму налогового обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НК для подачи налоговой декларации

Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект (№ 10093 от 21.02.2012 года), предлагающий внеси в НК соответствующие изменения по этому вопросу. Согласно с предлагаемыми изменениями, как и в случае подачи налоговой отчетности, последним днем срока уплаты налогового обязательства, если срок его уплаты приходиться на выходной или праздничный день, будет считаться следующий за выходным или праздничным днем операционный (банковский) день.

Указанные выше исключения из 10-дневного срока установлены, например, для физических лиц по оплате налога на доходы. Полученный физическим лицом доход, как общую сумму средств за отчетный период (год) от всех видов деятельности из разных источников (на территории Украины и/или за ее пределами), такое лицо отображает в налоговой декларации. Последняя подается до 1 мая следующего года в орган ГНС по месту жительства налогоплательщика (по регистрации в паспорте), однако самостоятельно погасить определенное им в такой налоговой декларации налоговое обязательство налогоплательщик-физлицо обязан до 1 августа следующего за отчетным года (п. 179.7 НК), независимо от принятия или отказа в принятии налоговой декларации.

Для плательщиков единого налога первой группы налоговым (отчетным) периодом является календарный год, второй - четвертой групп - календарный квартал.

Плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца; третьей и четвертой групп - в общем порядке в течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал (п. 295.3 ст. 295 НК).

Если налогоплательщик в течение определенных Кодексом сроков самостоятельно не уплачивает сумму указанного в декларации денежного обязательства, ему грозит штраф в размере 10 процентов от этой суммы - при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, и 20 процентов - при задержке более 30 календарных дней (ст. 126 НК).

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут наложение штрафа в размере 25 процентов суммы налога. За аналогичное повторное в течение 1095 дней правонарушение штраф составит 50 процентов суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет; если же такие противоправные действия были совершены в течение 1095 дней в третий раз и более - 75 процентов.

Во всех случаях неуплатой считается как полное отсутствие платежа, так и уплата самостоятельно определенной суммы налога без нарушения сроков, однако не в полном объеме

В случае определения суммы налогового обязательства налоговым органом по результатам проведенной проверки налогоплательщик должен будет заплатить штраф в размере 25 процентов суммы начисленного налогового обязательства. При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу штраф составит уже в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства (ст. 123 НК Украины). При этом штраф будет применен за каждое совершенное правонарушение отдельно: в размере 25 процентов - за первое правонарушение и в размере 50 процентов - за повторное.

Повторность образуют любые варианты последовательности нарушений, на основании которых налоговый орган самостоятельно определил сумму налогового обязательства (например, занижение суммы налоговых обязательств после неподачи декларации или наоборот), и независимо от того, была ли применена финансовая санкция за первый случай.

Неуплата (неперечисление) физическим лицом - плательщиком единого налога первой и второй групп авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные настоящим Кодексом, влечет наложение штрафа в размере 50 процентов ставки единого налога, выбранной плательщиком единого налога в соответствии с этим Кодексом.

Однако в вопросе применения штрафных санкций необходимо учитывать, что согласно с Переходными положениями НК не применяются финансовые санкции к плательщикам за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во втором - четвертом календарных кварталах 2011 года. Штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение.

После окончания установленных Кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга также начисляется пеня (сумма средств в виде процентов, начисленных на суммы денежных обязательств, не уплаченные в установленные законодательством сроки) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ. Порядок ее начисления и уплаты детально регламентирован в главе 12 раздела II НК Украины.

При самостоятельном начислении налогоплательщиком суммы обязательства пеня начисляется на сумму налогового долга из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в его уплате. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, а при начислении контролирующими органами - с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении.

Пеня начисляется в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или налогоплательщиком налогов в случае выявления его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования). Начисление осуществляется из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день занижения.

В случае отмены начисленного контролирующим органом денежного обязательства (его части) в порядке административного и/или судебного обжалования пеня за период занижения такого денежного обязательства (его части) отменяется.

При самостоятельном выявления налогоплательщиком факта занижения налогового обязательства и его погашение до начала проверки контролирующим органом пеня не начисляется.

Однако это правило не применяется, если налогоплательщик не представляет налоговую декларацию за период, в течение которого произошло такое занижение, или же судом установлено совершение преступления должностными лицами налогоплательщика или физическим лицом - налогоплательщиком относительно умышленного уклонения от уплаты указанного налогового обязательства.

Начисленные контролирующим органом суммы пени самостоятельно уплачиваются налогоплательщиком.

При погашении суммы налогового долга (его части) средства, которые платит такой налогоплательщик, в первую очередь засчитываются в счет налогового обязательства. В случае полного погашение суммы налогового долга в следующую очередь погашаются штрафы и только в последнюю - пеня.

Если налогоплательщик не выполняет либо просто не определяет в платежном документе указанную выше очередность платежей, налоговый орган самостоятельно осуществляет необходимое распределение поступивших денег.

Предельные сроки применения к налогоплательщикам штрафных санкций отвечают срокам давности для начисления налоговых обязательств, определенным ст. 102 НК.

Так, контролирующий орган имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (уточняющего расчета к ней) и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом. Если такая налоговая декларация была подана позже - за днем ее фактического представления.

Пропуск налоговой указанного срока давности освобождает налогоплательщика от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации (налогового уведомления) не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

Срок давности в 1095 дней не распространяется, если налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была представлена, а также в случае, когда должностное лицо налогоплательщика или физическое лицо - налогоплательщик были осуждены за уклонение от уплаты указанного налога (или дело было закрыто по нереабилитирующим основаниям).

Если налогоплательщик был привлечен к ответственности за первое нарушение - отсчет годичного срока начинается со дня уплаты штрафа за предыдущее правонарушение и заканчивается 1095 календарным днем включительно.

Пропуск налоговой срока давности (1095 дня) на определение суммы денежного обязательства освобождает налогоплательщика от такого обязательства, а спор относительно декларации (налогового уведомления) не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке

Если же за первое нарушение штрафные санкции не применялись, срок начинается со следующего дня после надлежащего оформления решения контролирующего органа самостоятельно определить сумму налогового обязательства.

Что касается сроков принудительного взыскания с налогоплательщика налогового долга, то согласно с НК срок также составляет 1095 дней со дня его возникновения. Если платеж взимается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или определения долга безнадежным.

При этом комплексный анализ норм НК Украины дает основания утверждать, что указанный в ст. 102 Кодекса срок в 1095 дней является определяющим как для налоговой при предъявлении к налогоплательщику исковых требований о взыскании налогового долга, так и для административного суда при открытии производства по делу о взыскании соответствующего налога. Применение установленных Налоговым кодексом Украины сроков обращения в административный суд возможно только в случае тех правоотношений, которые возникли после вступления Кодекса в силу, т. е. с 1 января 2011г. (см. также письмо Высшего административного суда Украины № 203/11/13-11 Про застосування адміністративними судами окремих приписів Податкового кодексу України та Кодексу адміністративного судочинства України от 10.02.2011 г.).

ВЫВОДЫ: Подытоживая, следует отметить, что четкое понимание и исполнение налогоплательщиком указанных выше требований законодательства в части сроков подачи налоговой отчетности и уплаты соответствующих денежных обязательств по налогам позволит избежать возможных проблем в их взаимоотношениях с налоговыми органами.

Юлия БОЖКО ЮРИСТ & ЗАКОН №12, 27 марта 2012

Использованы материалы "Дебет-Кредит" украинский бухгалтерский портал

Максим Наливкин

TOP 10 новин

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Prev Next

Індекс інфляції за березень 2012 р. — 100,3%

09-04-2012 Перегляди: 422

За повідомленням Державного комітету статистики, індекси у березні 2012 р. становили: – індекс спож...

Детальніше ...

А.Портнов: «Все 32 тысячи адвокатов должны войти в единую организацию»

28-04-2012 Перегляди: 244

«Законопроект «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предусматривает предоставление более широки...

Детальніше ...

Таможенники предлагают сделать обязательным наличие таможенной декларации на товары иностранного про…

20-04-2012 Перегляди: 149

Государственная таможенная служба внесла в Минфин ряд законодательных инициатив, с помощью которых п...

Детальніше ...

Законопроект о едином регистрационном документе для предпринимателей рекомендуют к принятию в качест…

20-04-2012 Перегляди: 140

Комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства рекомендовал принять ...

Детальніше ...

Зміни у Порядку призначення, перерахування та проведення страхових виплат

13-04-2012 Перегляди: 134

Постанова ФСС від НВВ від 01.03.2012 р. №4 «Про внесення змін до Порядку призначення, перерахува...

Детальніше ...

Анализ проблем подтверждения таможенной стоимости товаров: практические рекомендации экспертов ЮК «П…

20-04-2012 Перегляди: 127

Открывал семинар Герман Таслицкий, директор компании «Правозащита Украина», юрист практики таможенно...

Детальніше ...

ГНСУ разъяснила, как определить даты НО и НК при поставке по долгосрочному договору с оплатой за сче…

19-04-2012 Перегляди: 117

В случае поставки/приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств налоговые обязательс...

Детальніше ...

Деякі особливості сплати екоподатку за розміщення відходів

11-04-2012 Перегляди: 112

Лист Мінприроди від 06.03.2012 р. №4794/07/10-12 Щодо надання роз'яснень стосовно сплати екологічног...

Детальніше ...

Оптимизирован порядок декларирования доходов физических лиц

28-04-2012 Перегляди: 112

Законом Украины от 24.04.2012 г. № 4661-VI Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяки...

Детальніше ...

По новым Правилам предоставления телекоммуникационных услуг операторы будут возвращать неиспользован…

19-04-2012 Перегляди: 111

Кабинет Министров постановлением № 295 Про затвердження Правил надання та отримання телекомунікаційн...

Детальніше ...

online pro

Курси валют до гривні

Курси валют ЄЦБ

 Четвер, 03 травня 2012.
Європейський євро. Офіційна валюта 17 країн «єврозони» (Австрії, Бельгії, Німеччини, Греції, Ірландії, Іспанії, Італії, Кіпру, Люксембургу, Мальти, Нідерландів, Португалії, Словаччини, Словенії, Фінляндії , Франції, Естонії). Також валюта використовується ще в 9 державах, 7 з яких - європейські. EUR         
Шведська крона SEK         
Норвезька крона NOK         
Датська крона DKK         
Литовський лит LTL         
Латвійський лат LVL         
Болгарський лев BGN         
Швейцарський франк CHF         
Чеська крона CZK         
Фунт стерлінгів. Банки окремих територій у складі Великобританії (три банки Шотландії, чотири банки Північної Ірландії) випускають банкноти зі своїм дизайном. GBP         
Хорватська куна HRK         
Угорський форинт HUF         
Польський злотий PLN         
Новий румунський лей. Станом на 1 липня 2005 року валюта Румунії новий румунський лей(RON). 1 RON дорівнює 10.000 старих румунських леїв (ROL). RON         
Російський рубль RUB         
Нова турецька ліра. Нова турецька ліра. Станом на 1 січня 2005 року валюта Республіки Туреччина є нова турецька ліра (TRY). 1 TRY дорівнює 1000000 старих турецьких лір(TRL). TRY         
Австралійський долар AUD         
Канадський долар CAD         
Китайський юань CNY         
Тайський бат THB         
Долар США USD         

Офіційний курс гривні до іноземних валют
07.05.2012
100 Доларів США 798.9900
100 Євро 1049.2337
10 Російських рублів 2.6999

Офіційні курси банківських металів за 10 тройських унцій (грн)
07.05.2012
Золото 130195.42
Срiбло 2388.98
Платина 122085.67
Палладiй 52453.69

Середньозважений курс на міжбанківському ринку
04.05.2012
грн. за 100 доларів США 803.39

Середньозважений курс на готівковому ринку
03.05.2012
Купівля, грн. за 100 доларів США 800.45
Продаж, грн. за 100 доларів США 804.09

Использованы материалы НБУ